Положение о порядке разработки образовательной программы дошкольного образования

оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных Федеральным законом
№ 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" случаях в виде рабочей
программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.
1.7. Образовательная программа направлена на разностороннее развитие детей дошкольного
возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в т.ч. достижение детьми
дошкольного возраста уровня развития, необходимого для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования.
1.8. Образовательная программа разрабатывается рабочей группой, сформированной из
педагогических работников дошкольного образовательного учреждения, и рассматривается
на Педагогическом совете.
1.9. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программа
может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов
Российской Федерации в том числе русском языке как родном языке на основании заявлений
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Реализация
Программы на родном языке из числа языков народов Российской Федерации в том числе
русском языке как родном языке на основании заявлений родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся не должна осуществляться в ущерб
получению образования на государственном языке Российской Федерации.
1.10. Реализация Программы не сопровождается промежуточной и итоговой аттестацией
воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
2. Цели и задачи Образовательной программы
2.1. Цель Программы – разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных
ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
2.2. Программа направлена на решение следующих задач:
обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых
результатов освоения образовательной программы ДО;
приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым
ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, высокие нравственные идеалы, историческая крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, память и преемственность
поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного
отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе
осмысления ценностей;
построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе
учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;
создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного
возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ
патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его
инициативности, самостоятельности и ответственности;
обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
семьи
и
повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и
развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и
достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего
образования.

2.3. Программа разрабатывается в соответствии со следующим принципами:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом образования;
содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей),
совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого,
раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе –
взрослые);
признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах
деятельности;
сотрудничество ДОО с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в
различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
учёт этнокультурной ситуации развития детей.
2.4. В Программе учитываются:
индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и
состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий
детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
3. Технология разработки Образовательной программы
3.1. ДОУ самостоятельно разрабатывает и утверждает Программу в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(ФГОС ДО) и с учетом федеральной образовательной программы дошкольного образования
(ФОП ДО).
3.2. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки
позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного
возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём,
содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного
образования).
3.3. Программа разрабатывается: целевой и организационный раздел администрацией ДОУ,
содержательный раздел по образовательным областям и возрастным группам - творческой
группой педагогов, утвержденной приказом заведующего дошкольным образовательным
учреждением.
3.4. Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательной
деятельности на уровне дошкольного образования.
3.5. При разработке Программы ДОУ определяется продолжительность пребывания детей в
дошкольном образовательном учреждении, режим работы детского сада в соответствии с
объёмом решаемых задач образовательной деятельности.
3.6. Структурные подразделения в одном дошкольном образовательном учреждении могут
реализовывать разные Программы.
3.7. Ежегодно по итогам полноты реализации образовательной программы и качества
образования воспитанников в нее могут вноситься дополнения и изменения.

3.8. Изменения и дополнения Образовательной программы утверждаются до начала
учебного года на Педагогическом совете дошкольного образовательного учреждения.
4. Требования к содержанию и структуре Образовательной программы ДОУ
4.1. Образовательная программа определяет содержательные линии образовательной
деятельности, реализуемые в ДОУ по основным направлениям развития детей дошкольного
возраста (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественноэстетического, физического развития).
4.2. В каждой образовательной области сформулированы задачи и содержание
образовательной деятельности, предусмотренное для освоения в каждой возрастной группе
детей. Представлены задачи воспитания, направленные на приобщение детей к ценностям
российского народа, формирование у них ценностного отношения к окружающему миру.
4.1.1. Социально-коммуникативное развитие направлено на:
 усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности;
 развитие общения и взаимодействия воспитанника ДОУ со взрослыми и
сверстниками;
 становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий;
 развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к
своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольном образовательном
учреждении;
 формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
 формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
4.1.2. Познавательное развитие предполагает:
 развитие
интересов воспитанников детского сада, любознательности и
познавательной мотивации;
 формирование познавательных действий, становление сознания;
 развитие воображения и творческой активности;
 формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме,
цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой
родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об
особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
4.1.3. Речевое развитие включает:
 владение речью как средством общения и культуры;
 обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи;
 развитие речевого творчества;
 развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
 знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы;
 формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте.
4.1.4. Художественно-эстетическое развитие предполагает:
 развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление
эстетического отношения к окружающему миру;
 формирование элементарных представлений о видах искусства;

восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
4.1.5. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности
детей:
 двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на
развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих
правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию
равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с
правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений
(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
 формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение
подвижными играми с правилами;
 становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
 становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными
нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.).
4.2. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды
для воспитанника ДОУ:
 предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
 характер взаимодействия со взрослыми;
 характер взаимодействия с другими детьми;
 система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
4.3. В соответствии с требованиями ФГОС ДО к образовательной программе дошкольного
образования структура Программы следующая:
•
обязательная часть;
•
часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Обе части Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения
являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований
ФГОС дошкольного образования.
4.4. Обязательная часть Программы ДОУ предполагает комплексность подхода, обеспечивая
развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:
•
социально-коммуникативное развитие;
•
познавательное развитие;
•
речевое развитие;
•
художественно-эстетическое развитие;
•
физическое развитие.
4.5. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены
выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений
образовательные программы (учебные программы), направленные на развитие детей в одной
или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках,
методики, формы организации образовательной работы.
4.6. Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема (от
100% до 83%); части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%
(от 0% до 17%): в I младшей группе – 100% приходится на объем обязательной части, со II
младшей до подготовительной группы от 90% до 83% приходится на обязательную часть.
4.7. Образовательная программа включает три основных раздела: целевой, содержательный,
организационный.
4.7.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты
освоения программы и описание подходов к педагогической диагностике достижений
планируемых результатов.
Пояснительная записка раскрывает:




•
•
•

цели и задачи реализации Программы;
принципы и подходы к формированию Программы;
значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе
характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
• особенности образовательной деятельности и специфику (в том числе язык обучения,
форму обучения, сроки освоения).
Планируемые результаты освоения Основной образовательной программы конкретизируют
требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и
индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей.
4.7.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Образовательной программы,
обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Содержательный раздел Программы включает:
• описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом ФОП и
методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
• описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов;
• направления и задачи коррекционно-развивающей работы;
• рабочая программа воспитания
В содержательном разделе Программы представлены:
• особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
• способы и направления поддержки детской инициативы;
• особенности организации воспитательной деятельности ДОУ;
• особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
• иные характеристики содержания Программы.
Часть Основной образовательной программы, формируемая участниками образовательных
отношений, включает художественно-эстетическое и социально-коммуникативное
направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа Парциальных
программ.
Данная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы
детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на:

специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность;
•
выбор тех Парциальных Программ и форм организации работы с детьми, которые в
наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также
возможностям педагогического коллектива;
•
сложившиеся традиции ДОУ: тематические дни, месячники и др.
В содержательный раздел включено КРР и (или) инклюзивное образование в ДОУ, которое
направлено на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей
(целевые группы), включая детей с ООП (особые образовательные потребности), в том числе
детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Содержание раздела должно предусматривать описание специальных условий образования
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе
использование специальных образовательных программ и методов, специальных
методических пособий и дидактических материалов.
КРР и (или) инклюзивное образование должны быть направлены на:
• обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с
ограниченными возможностям здоровья и детей-инвалидов, оказание им
квалифицированной помощи в освоении Программы;

•

освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Задачи КРР на уровне ДОУ:
• определение ООП обучающихся, в том числе с трудностями освоения
образовательной программы и социализации в ДОУ;
• своевременное выявление обучающихся с трудностями социальной адаптации,
обусловленными различными причинами;
• осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической
помощи обучающимся с учётом особенностей их психического и (или)
физического развития, индивидуальных возможностей и потребностей (в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии или
психолого-педагогического консилиума образовательной организации (далее ППК);
• оказание родителям (законным представителям) обучающихся консультативной
психолого-педагогической помощи по вопросам развития и воспитания детей
дошкольного возраста;
• содействие поиску и отбору одаренных обучающихся, их творческому развитию;
• выявление детей с проблемами развития эмоциональной и интеллектуальной
сферы;
• реализация комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению,
снижению или устранению отклонений в развитии и проблем поведения.
В содержательный раздел включена рабочая программа воспитания.
1. Пояснительная записка.
Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным
ценностям российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного
над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов
России.
Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании
воспитательной работы ДОУ, в соответствии с возрастными особенностями детей.
1) Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления
воспитания.
2) Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного
направления воспитания
3) Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального
направления воспитания.
4) Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
5) Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного
направления воспитания.
6) Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.
7) Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления
воспитания.
Целевые ориентиры воспитания следует рассматривать как возрастные
характеристики возможных достижений ребёнка, которые коррелируют с портретом
выпускника ДОУ и с традиционными ценностями российского общества.
С учётом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребёнок, в
программе воспитания находит отражение взаимодействие всех субъектов воспитательных
отношений. Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство ДОУ
с другими учреждениями образования и культуры (музеи, театры, библиотеки, и другое), в
том числе системой дополнительного образования детей.

Структура Программы воспитания включает три раздела: целевой, содержательный и
организационный. Пояснительная записка не является частью рабочей программы
воспитания в ДОУ,
2. Целевой раздел Программы воспитания.
Цели и задачи воспитания.
Общая цель воспитания в ДОУ – личностное развитие каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе
традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
1) формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях
российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
2) формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, самому себе;
3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Общие задачи воспитания в ДОУ:
1) содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
2) способствовать становлению нравственности, основанной на духовных
отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей
совести;
3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его
готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством
проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих
общностей.
Направления воспитания.
•
Патриотическое
•
Духовно-нравственное направление воспитания
•
Социальное направление воспитания
•
Познавательное направление воспитания
•
Физическое и оздоровительное направление воспитания
•
Трудовое направление воспитания
•
Эстетическое направление воспитания.
Целевые ориентиры воспитания.
Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и развития
ребёнка. Поэтому планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров как
обобщенные «портреты» ребёнка к концу раннего и дошкольного возрастов.
В соответствии с ФГОС ДО оценка результатов воспитательной работы не
осуществляется, так как целевые ориентиры основной образовательной программы
дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей.
Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и развития
ребёнка. Поэтому планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров как
обобщенные «портреты» ребёнка к концу раннего и дошкольного возрастов.
В соответствии с ФГОС ДО оценка результатов воспитательной работы не
осуществляется, так как целевые ориентиры основной образовательной программы
дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей.
•
•

Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста
Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения

программы.
3.
Содержательный раздел Программы воспитания описывает
•
•
•
•

Уклад образовательной организации.
Воспитывающая среда ДОУ.
Общности образовательной организации.
Задачи воспитания в образовательных областях.
4.

•
•
•

Организационный раздел Программы воспитания
Содержит описание:
Кадровое обеспечение
Нормативно-методическое обеспечение
Требования к условиям работы с особыми категориями детей.

4.7.3. Организационный раздел образовательной программы содержит описание психологопедагогических условий реализации Программы ДОУ, особенности организации
развивающей предметно-пространственной среды, материально-техническое обеспечение
Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и
воспитания, примерный перечень литературных, музыкальных, художественных,
анимационных произведений для реализации Программы. Включает кадровые условия
реализации Программы, примерный распорядок и /или режим дня, а также Календарный
план воспитательной работы.
4.8. Обязательная часть образовательной программы ДОУ может оформляться в виде ссылки
на ФОП. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может
быть представлена в виде ссылок на Парциальные программы.
4.9. Дополнительным разделом Образовательной программы является текст ее краткой
презентации. Краткая презентация Программы ориентирована на родителей (законных
представителей) детей и доступна для ознакомления на сайте и информационном стенде
ДОУ, а также в родительских уголках групп.
4.9.1. В краткой презентации Образовательной программы указаны:
 возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа;
 используемые Парциальные Программы;
 характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
5. Требования к условиям реализации Образовательной программы ДОУ
5.1. Требования к условиям реализации Программы включают требования к психологопедагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации
Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
5.2. Условия реализации Образовательной программы дошкольного образовательного
учреждения должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных
образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного,
познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности
детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе
и к другим людям.
5.3. Данные требования направлены на создание социальной ситуации развития для
участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
 гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
 обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанников ДОУ;
 способствует профессиональному развитию педагогических работников дошкольного
образовательного учреждения;
 создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
 обеспечивает открытость дошкольного образования;



создает условия для участия родителей (законных представителей) воспитанников в
образовательной деятельности.

5.4. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации Образовательной
программы ДОУ
5.4.1. Для успешной реализации Программы в ДОУ обеспечиваются следующие психологопедагогические условия:
 уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка
их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и
способностях;
 использование в образовательной деятельности форм и методов работы с
воспитанниками, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям
(недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления
развития детей);
 построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого воспитанника ДОУ и
учитывающего социальную ситуацию его развития;
 поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к
другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
 поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
 возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
 защита воспитанников от всех форм физического и психического насилия;
 поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность.
5.4.2. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального
развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником ДОУ в рамках
педагогической диагностики (оценки индивидуального развития воспитанников, связанной с
оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования).
Результаты
педагогической
диагностики
(мониторинга)
могут
использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
 индивидуализации образования (в том числе поддержки воспитанника, построения
его
образовательной
траектории
или
профессиональной
коррекции
особенностей его развития);
 оптимизации работы с группой воспитанников.
При необходимости используется психологическая диагностика развития воспитанников
ДОУ (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую
проводят педагоги-психологи.
Участие воспитанника в психологической диагностике допускается только с согласия его
родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач
психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития
детей.
5.4.3. В целях эффективной реализации Программы ДОУ создаются условия для:
 профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе
их дополнительного профессионального образования;
 консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных
представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе
инклюзивного образования (в случае его организации);

организационно-методического
сопровождения
процесса
реализации
Образовательной программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и
взрослыми.
5.4.4. ДОУ создает возможности:
 для предоставления информации об Программе семье и всем заинтересованным
лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой
общественности; для взрослых по поиску, использованию материалов,
обеспечивающих реализацию Программы, в том числе на информационных стендах и
сайте дошкольного образовательного учреждения;
 для обсуждения с родителями (законными представителями) воспитанников
вопросов, связанных с реализацией Программы.
5.4.5.
Максимально
допустимый
объем
образовательной
нагрузки
должен
соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН.


5.5. Требования к развивающей предметно-пространственной среде
5.5.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, а также территории,
прилегающей к детскому саду, приспособленной для реализации Образовательной
программы (участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития воспитанников в
соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,
учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
5.5.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность
общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых,
двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
5.5.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
 реализацию различных образовательных программ;
 в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
 учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность;
 учёт возрастных особенностей воспитанников дошкольного образовательного
учреждения.
5.5.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательнонасыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и
безопасной.
5.6. Требования к кадровым условиям реализации Образовательной программы ДОУ
5.6.1. Реализация Образовательной
программы
обеспечивается руководящими,
педагогическими,
административно-хозяйственными
работниками
дошкольного
образовательного учреждения. Работники детского сада, в том числе осуществляющие
финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей, обеспечивают
реализацию Программы.
5.6.2. Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и
обеспечения реализации Программы, определяются ее целями и задачами, а также
особенностями развития воспитанников.
5.6.3. Необходимым условием качественной реализации Образовательной программы ДОУ
является ее непрерывное сопровождение педагогическими работниками в течение всего
времени ее реализации в дошкольном образовательном учреждении.
5.6.4. Педагогические работники, реализующие Образовательную программу, должны
обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей,
обозначенными в п. 3.2.5 ФГОС ДО.
5.7. Требования к материально-техническим условиям реализации Образовательной
программы ДОУ
5.7.1. Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают:







требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами;
требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и
индивидуальными особенностями развития детей;
оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
требования к материально-техническому обеспечению Образовательной программы
(учебно-методический комплект, оборудование и оснащение).

5.8. Требования к финансовым условиям реализации Образовательной программы ДОУ
5.8.1. Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами
общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счёт средств соответствующих
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в ДОУ осуществляется на основе
нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение
общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами
государственной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивающего реализацию
Программы в соответствии со ФГОС ДО.
5.8.2. Финансовые условия реализации Программы должны:
 обеспечивать возможность выполнения требований ФГОС ДО к условиям реализации
и структуре Образовательной программы дошкольного образовательного
учреждения;
 обеспечивать реализацию обязательной части Образовательной программы и части,
формируемой участниками образовательных отношений, учитывая вариативность
индивидуальных траекторий развития воспитанников детского сада;
 отражать структуру и объём расходов, необходимых для реализации Программы, а
также механизм их формирования.
5.8.3. Финансирование реализации Образовательной программы ДОУ осуществляется в
объеме определяемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации
нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение
общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
6. Требования к результатам освоения Образовательной программы ДОУ
6.1. Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых
ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений воспитанника на этапе
завершения уровня дошкольного образования.
6.2. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм
реализации Образовательной программы, а также от ее характера, особенностей развития
детей в дошкольном образовательном учреждении.
6.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями воспитанников ДОУ. Освоение Программы не
сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации детей.
6.4. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного
и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации
Образовательной программы целевые ориентиры предполагают формирование у
воспитанников предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного
образования.
6.5. При реализации Образовательной программы педагогическими работниками ДОУ
может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической
диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с
оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования).

6.6. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно
для решения следующих образовательных задач:
 индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
 оптимизации работы с группой детей.
Результаты мониторинга отражаются в виде таблиц.
7. Порядок разработки Образовательной программы, утверждения и внесения
изменений и (или) дополнений
7.1. Программа разрабатывается в соответствии с настоящим Положением рабочей группой,
созданной из состава педагогических работников дошкольного образовательного
учреждения.
7.2. Состав рабочей группы, ответственной за разработку Программы, выбирается на
Педагогическом совете и утверждается приказом заведующего дошкольным
образовательным учреждением.
7.3. Проект Программы выносится на обсуждение и принятие на заседании Педагогического
совета дошкольного образовательного учреждения.
7.4. При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям, а
также требованиям ФГОС дошкольного образования, принимается соответствующее
решение коллегиальным органом и утверждается приказом заведующего детским садом.
7.5. Программа принимается Педагогическим советом дошкольного образовательного
учреждения и утверждается приказом заведующего ежегодно.
7.6. Основанием для внесения изменений и (или) дополнений в Программу могут быть:
 результаты оценки эффективности и достижения целевых показателей усвоения
Образовательной программы воспитанниками;
 выход стратегических документов на федеральном уровне;
 необходимая корректировка составных частей Образовательной программы: учебный
план, календарный учебный график, рабочие программы педагогов ДОУ и т.п.
 внесенные предложения по совершенствованию образовательной деятельности
коллегиальных органов дошкольного образовательного учреждения в рамках их
полномочий: Педагогическим советом.
7.7. Все изменения и (или) дополнения, вносимые в Программу по итогам обсуждения
Педагогического совета ДОУ, должны соответствовать требованиям, предусмотренным
настоящим Положением и закреплены приказом «О внесении изменений и(или) дополнений
в основную образовательную программу дошкольного образования дошкольного
образовательного учреждения».
7.8. Образовательная программа является собственностью дошкольного образовательного
учреждения.
8. Оформление Образовательной программы ДОУ
8.1. Текст Образовательной программы набирается шрифтом Times New Roman, кегль 12,
межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине,
абзац - 1 режим табуляции, поля: слева – 2.5 см, справа – 1.5 см, сверху – 2 см, снизу – 2 см,
листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
8.2. Образовательная программа прошивается, страницы нумеруются в правом нижнем углу,
скрепляются печатью и подписью заведующего дошкольным образовательным
учреждением.
8.3. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, так же, как и листы приложения.
На титульном листе указываются: название программы; полное наименование ДОУ в
соответствие с лицензией; сроки реализации Программы; грифы рассмотрения и
утверждения Образовательной программы, сроки реализации, название населенного пункта,
год разработки Программы.

8.4. Список литературы строится в алфавитном порядке с указанием автора, названия, места
издания, издательства, года издания, вида и характеристики, количества страниц.
10. Контроль реализации Образовательной программы
10.1. Контроль за полнотой реализации Образовательной программы ДОУ, качества
обучения воспитанников является обязательным компонентом образовательной
деятельности и осуществляется в соответствии с «Положением о внутреннем контроле в
ДОУ», планом контрольной деятельности, инструментарием контрольной деятельности.
10.2. Результаты контроля реализации Образовательной программы обсуждаются на
педагогических советах дошкольного образовательного учреждения.
10.3. В ДОУ создается система оценки качества дошкольного образования, которая включает
диагностический инструментарий оценки качества обучения по Образовательной программе
дошкольного образовательного учреждения.
10.4. С целью полноты реализации Программы в ДОУ осуществляется мониторинг качества
дошкольного образования в соответствии с программой мониторинга качества дошкольного
образования, которая включает направления мониторинга (показателя), методика оценки
(критерии), сроки проведения, сводный обобщающий документ, исполнитель,
ответственный, итоговый управленческий документ.
11. Хранение Образовательной программы
11.1. Оригинал и копия Образовательной программы, утвержденный заведующим ДОУ,
находится в методическом кабинете дошкольного образовательного учреждения.
11.2. К Программе имеют доступ все педагогические работники дошкольного
образовательного учреждения.
11.3. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения хранится 5 лет
после истечения срока действия.
12. Заключительные положения
12.1. Настоящее Положение об Образовательной программе является локальным
нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо
вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
12.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
12.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения
к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.12.1 настоящего Положения.
12.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
ДОГОВОР по платным услугам на 2024 год.doc (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».