Положение об индивидуальном образовательном маршруте ребенка в МДОУ №106
Положение об индивидуальном образовательном маршруте ребенка в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей N2 106
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет структуру, содержание, порядок разработки и утверждения индивидуального образовательного маршрута воспитанника (далее — ИОМ) в МДОУ детском саду общеразвивающего вида №106 (далее-МДОУ Об)
1.2. ИОМ — персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении.
1. З. Настоящее положение об ИОМ воспитанника (далее Положение) МДОУ детского сада общеразвивающего вида №106 разработано в соответствии:
• с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• ФГОС ДО, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155; приказом Минпросвещения от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»; сп 2.4.3648-20, утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
• СанПиН 1.2.3685-21•,
• оп мдоу№ 106; уставом МДОУ 106.
1.4.ИОМ разрабатывается:
• для воспитанников, испытывающих трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования;
• для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов,
1.5.ИОМ для воспитанника ДОУ рассматривается как путь профессиональной коррекции особенностей его развития с целью освоения образовательной программы дошкольного образования. Это путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребенка с учетом образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития.
2. Цели и задачи ИОМ
2.1 .цели ИОМ:
— обеспечение права воспитанников МДОУ №106 на реализацию образовательного процесса по индивидуальному образовательному маршруту; — обеспечение воспитанникам равных стартовых возможностей при поступлении в школу; — создание условий, способствующих развитию личности воспитанника, обеспечивающих в полной мере реализацию его потенциальных возможностей с активным привлечением родителей в образовательный процесс.
2.2. Задачи ИОМ:
— организовать единую систему работы администрации, педагогических работников, медицинского работника ДОУ и родителей по физическому, интеллектуальному, эмоциональному и социально-личностному развитию ребенка;
— определить основные организационные механизмы для обучения воспитанников по иом•, — обеспечить возможности обучения по ИОМ на уровне дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
З. Порядок разработки и реализации ИОМ
3.1. Разработка ИОМ.
3.1.1. ИОМ разрабатывается для воспитанника на основании заключения территориальной психолого-педагогической комиссии (ТППК).
3.1.2. В соответствии с заключением ТППК специалистами психологопедагогического консилиума (ППК) МДОУ № 106:
· утверждаются кандидатуры воспитанников, требующие реализации иом•,
· согласуется основная цель составления ИОМ на конкретного воспитанника;
· намечаются этапы построения ИОМ для воспитанника на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей;
· определяются возможные формы работы с воспитанником с целью реализации ИОМ, методы педагогической поддержки, содержание работы;
· намечаются планируемые результаты ИОМ, сроки достижения результатов.
3.1 З. Работа по разработке и осуществлению деятельности по ИОМ отвечает следующим принципам:
• принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития; принцип соблюдения интересов ребенка;
• принцип опоры на детскую субкультуру; принцип отказа от усредненного нормирования, избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития воспитанника.
З. 1.4. Порядок составления ИОМ включает следующие этапы:
• этап наблюдения. Цель выявить воспитанников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные;
• этап диагностики. Цель провести педагогическое и (или) психологическое диагностирование воспитанников: выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей дошкольника. Психологическую диагностику проводит педагог-психолог. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия родителей (законных представителей); этап конструирования. Цель построение ИОМ воспитанника на основе рекомендаций ТППК, определения методов педагогической и (или) психологической поддержки, содержания работы; этап завершающей диагностики: проводится с целью выявить результаты реализации ИОМ.
3.1.5. Проект ИОМ обсуждается с родителями (законными представителями) воспитанника, после чего ИОМ утверждается приказом заведующего с учетом мнения родителей (законных представителей).
3.1.6. По окончании первого года работы специалисты ППК делают выводы о результатах работы и динамике развития с последующей корректировкой ИОМ либо с решением об окончании реализации ИОМ.
3.2. Реализация ИОМ.
3.2.1. Реализация ИОМ осуществляется в МДОУ № 106 в соответствии с индивидуальным планом обучения, расписанием, отвечающим совокупному объему учебной нагрузки и свободной деятельности воспитанников, с учетом требований СанПиН 1.2.3685-21.
3.23. Условия реализации ИОМ должны соответствовать условиям реализации образовательной программы дошкольного образования МДОУ № 106.
4. Функциональные обязанности педагогов, участвующих в разработке и реализации ИОМ
4.1. Председатель ППК обеспечивает:
организацию работы в МДОУ № 106 по информированию родителей (законных представителей) воспитанников о возможности обучения для развития потенциала воспитанников по индивидуальным образовательным маршрутам, прежде всего детей-инвалидов, детей, имеющих статус ОВЗ по заключениям ТППК;
• взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам составления и реализации ИОМ;
• организацию использования необходимых форм поддержки реализации ИОМ в МДОУ № 106, обеспечения по вопросам составления и реализации ИОМ; контроль за систематической реализацией ИОМ.
4.2. Педагог-психолог:
• проводит индивидуальное обследование ребенка с целью выявления уровня психического развития, его индивидуальных особенностей, определения причин нарушений в развитии и воспитании детей; ведет документацию в соответствии с установленным порядком; участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках психологического сопровождения воспитанника; отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
• проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ; изучает условия жизни и воспитания ребенка в семье.
4.3. Воспитатель:
• проводит педагогическую диагностику ребенка через наблюдение; участвует в разработке и реализации ИОМ воспитанника в соответствии с ОП ДО, возрастными и индивидуальными возможностями ребенка; отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
• выполняет рекомендации специалистов для закрепления, развития ребенка.
5. Формы работы по ИОМ
5.1. Формы работы, используемые при организации деятельности в соответствии с ИОМ:
· беседы, занятия продуктивной деятельностью, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами;
· игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер: развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций;
· занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов
· (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения), речевых навыков;
· приемы арт-терапии, куклотерапии, изотерапии, сказкотерапии; релаксационные психогимнастические упражнения: расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног; формы работы в соответствии с имеющимися способностями воспитанника.
6. Структура ИОМ
6.1. ИОМ содержит:
1. Титульный лист:
наименование образовательного учреждения; гриф согласования с председателем ППК МДОУ № 106; гриф утверждения руководителем образовательного учреждения; наименование ИОМ; дата и норма протокола ТППК; срок реализации ИОМ; согласование с родителями (законными представителями) воспитанника.
2. Общие сведения:
• Ф. И. О. ребенка;
• Ф. И. О. родителей (законных представителей), возраст, образование;
• Ф. И. О. специалистов сопровождения ИОМ ребенка; заключение ТППК; рекомендации ТППК;
• рекомендации ТППК специалистам.
З. Характеристика развития ребенка:
• перечень задач на учебный год по результатам диагностики дефицитов и ресурсов в развитии ребенка; планируемые результаты освоения ИОМ.
4. Условия реализации ИОМ:
• планы ОД, планы работы специалистов службы сопровождения, календарно-тематический план занятий, примерный распорядок дня дошкольника;
• мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению ребенка; материально-техническое обеспечение: помещения для занятий, оборудование, мебель, учебно-методические пособия, программы.
7. Ответственность
7.1. Педагогические работники, назначенные приказом заведующего детским садом за организацию работы с воспитанником в соответствии с ИОМ, несут ответственность за реализацию ИОМ в полном объеме.
7.2. В конце учебного года специалисты ППК проводят анализ эффективности реализации ИОМ. Также они оформляют заключение и рекомендации педагогам МДОУ № 106 для дальнейшего сопровождения ребенка в образовательно-воспитательном процессе.
8. Заключительные положения
8.1. Изменения и дополнения в Положение вносятся педагогическим советом с учетом мнения родителей (законных представителей) ребенка.
8.2. Положение действует до принятия нового.