Консультация для родителей «Коммуникативные игры для детей и родителей в целях конструктивного развития детско-родительских отношений»
18.02.2025
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад
общеразвивающего вида 106
Консультация для
родителей
«Коммуникативные игры для детей и
родителей в целях конструктивного развития детско-родительских отношений»
Коммуникативные игры - это тип совместной деятельности,
способ самовыражения и взаимного сотрудничества, в котором партнёры общаются
как равные, стремясь учесть особенности и интересы друг друга.
Цель коммуникативных игр —
сформировать коммуникативные качества и позитивное
отношение к другим людям, развить умение владеть своими
чувствами и сопереживать партнёрам по общению, конструктивно взаимодействовать
и сотрудничать с ровесниками и взрослыми.
В коммуникативные игры можно
играть дома, во дворе, в детском саду, на празднике или семейной
вечеринке, на тренинге или
использовать как минутку отдыха после занятий.
Ключевым отличием коммуникативных игр
является создание условий для спонтанного общения. В процессе игры ребёнку приходится сталкиваться с неожиданными
ситуациями, вопросами и ответами. Во время таких игр важнее взаимодействовать
друг с другом, а не достичь какой-либо цели или решить задачу.
Эмоции, возникающие при проведении такой игры, воспоминания о ней объединяют больших и
маленьких.
Детей и взрослых необходимо увлечь игрой. Сюжеты
выбираются в зависимости от того, какие цели и задачи требуется реализовать в
игре.
Главное условие: всем участникам должно быть интересно.
Картотека совместных с родителями коммуникативных игр.
Цель. Обогащать
положительными впечатлениями взрослых и детей. Формировать умение
взаимодействовать в команде.
«Газета»
Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление
тактильных барьеров.
Количество играющих: четверо, или кратное
четырем.
Необходимые приспособления: газета.
Описание
игры: на пол кладут развернутую газету, на
которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны
снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не
сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им
нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.
Комментарий: эта игра помогает детям
преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает
их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также
для детей, перенесших какие-то травмы.
Игра будет проходить интереснее, если дети
будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после
определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате.
После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их
расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.
«Ладонь в ладонь»
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта
взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Возраст: любой.
Количество играющих: 2 или больше человек.
Необходимые приспособления: стол, стулья и
т. д.
Описание игры: дети становятся попарно,
прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга.
Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя
различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку
(в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.
Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного
возраста
Комментарий: в этой игре пару могут
составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание
передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо
напомнить, что ладони разжимать нельзя.
Игра будет полезна детям, испытывающим
трудности в процессе общения.
«Вежливые
слова»
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться
вежливыми словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети и
взрослые бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова
приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады
встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте
любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания,
до встречи, спокойной ночи).
Игра «Тень».
Цель: развитие внимания к чувствам другого.
Ход: дети разбиваются на пары: один –
человек, другой – тень. Человек делает движения, тень повторяет.
Цель: создание игровой ситуации,
стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с
окружающими взрослыми.
Содержание: воспитатель рассказывает
сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из
детей будет царевной, которая все время грустит и плачет, а остальные будут по
очереди подходить к ней и стараться ее рассмешить. Царевна же изо всех сил
старается не засмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет все-таки вызвать ее улыбку
или смех. В качестве царевны Несмеяны выбирается необщительный (лучше девочка)
ребенок, а остальные всеми силами стараются ее развеселить.
«Клеевой ручеёк»
Цель: развить умение действовать
совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить
доверять и помогать тем, с кем общаешься.
Содержание: Перед игрой взрослый
беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть
любые препятствия.
Дети и взрослые встают друг за другом и
держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные
препятствия.
1. Подняться и сойти со стула.
2. Проползти под столом
3. Обогнуть «широкое озеро»
4. Пробраться через «дремучий лес»
5. Спрятаться от диких животных
Непременное условие: на протяжении всей игры
они не должны отцепляться друг от друга.
«Цифры»
Цель: игра направлена на развитие
чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие
телесных барьеров.
Содержание: Дети и взрослые свободно
двигаются под весёлую музыку в разных направлениях. Ведущий громко называет цифру,
дети и взрослые должны объединится между собой, соответственно названной цифре:
2- парами, 3-тройками, 4-четвёрками. В конце игры ведущий произносит: «Все!».
Дети и взрослые встают в общий круг и берутся за руки.
«Дотронься до…»
Цель: игра нацелена на снятие телесных
барьеров, умение быстро ориентироваться внутри группы, помогает развитию
визуальной памяти и включению зрительных анализаторов.
Содержание: Все играющие расходятся по
команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или
«Дотронься до того, кто самый маленький» и т.д. Все участники должны быстро
сориентироваться, обнаружить, у кого есть названный признак и нежно дотронуться
до него.
«Радио»
Цель: игра для создания положительного
настроя и внимательного отношение друг к другу.
Содержание: Дети и взрослые садятся в
круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание!
Потерялся ребёнок (подробно описывает кого-нибудь из группы участников - цвет
волос, глаз, рост, одежду...) пусть он подойдёт к диктору». Дети внимательно
смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идёт речь, и назвать
имя этого ребёнка.
В роли диктора радио может побыть каждый
желающий.
«Комплименты»
Цель: развивать эмоциональную
чувствительность, отрабатывать навыки вербального общения.
Содержание: Сидя в кругу все берутся за
руки. Глядя в глаза соседу, говорят ему несколько добрых слов, за что – то
хвалят. Принимающий комплименты кивает головой и говорит: «Спасибо мне очень
приятно!» Затем произносит комплимент своему соседу.
«Зеркало»
Цель: игра, направленная на развитие
умения различать эмоциональное состояние окружающих.
Содержание: Детям и взрослым
предлагается приставить, что они пришли в магазин зеркал. Одна половина группы
«зеркала», другая разные «зверюшки». «Зверюшки», ходят мимо «зеркал», прыгают,
строят рожицы, а «зеркала» должны точно отражать движения и эмоциональное
состояние «зверюшек».
После игры взрослый обсуждает с детьми,
какое настроение приходилось отображать зеркалу чаще, в каких случаях было
легче или труднее копировать образец.
«Разговор через стекло»
Цель: развить умение мимику и жесты.
Содержание: Дети и взрослые становятся
напротив друг друга и выполняют игровое упражнение «Через стекло». Им нужно
представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одному -
нужно будет показать (например, «Ты забыл надеть шапку», «Мне холодно», «Я хочу
пить…»), а другому - отгадать то, что он увидел.
«Ау!»
Цель: развитие интереса к сверстникам,
слухового восприятия.
Содержание: один ребенок (взрослый) стоит
спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему:
«Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Комментарий: игра косвенно стимулирует
интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать
в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем
остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.