Консультация для родителей "Система ценностей семейного воспитания". (из Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста)
18.02.2025
МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 106
Консультация для родителей
Система ценностей
семейного воспитания.
(из Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста)
В современном российском образовании особое место занимает задача
формирования семейных ценностей у подрастающего поколения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования (далее ФГОС ДО) определены основные принципы дошкольного
образования. Одним из них является «приобщение детей к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества и государства».
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года ставит приоритетной задачей развитие высоконравственной личности,
разделяющей российские традиционные ценности. Она направлена на реализацию и
обеспечение задачи повышения престижа семьи, отцовства и материнства,
сохранение и укрепление семейных ценностей.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина
России семья определяется как базовая национальная ценность. Задачи, выделенные
в концепции, направлены на обеспечение духовно-нравственного развития и
воспитания детей, принятие безусловной ценности семьи, а также на понимание и
поддержание этих нравственных устоев.
Ценность является категорией социальной, так как значимость предметам и
явлениям придает не природа, а субъективное мнение человека.
Система ценностей помогает человеку ежедневно ориентироваться в
предметной и социальной действительности, проявляется в различных практических
отношениях к окружающим предметам и явлениям.
Семейные ценности – это система представлений о семье, ее нравственных
ориентирах, которые оказывают влияние на взаимоотношения между членами семьи, а
также устанавливают правила и нормы поведения, семейные цели и способы
организации жизнедеятельности семьи.
Семейные ценности можно классифицировать по-разному.
В зависимости от видов связей (супружеские, родительские, родственные)
выделяют следующие ценности:
– ценности супружества (брак, взаимоподдержка и взаимопонимание
супругов и т.д.);
– родительские ценности (воспитание и социализация детей в семье и
т.д.);
– ценности, связанные с родством (взаимодействие между родственниками –
братьями, сестрами, бабушками и дедушками).
Другая классификация
основывается на уровнях семейных ценностей:
– культурно-национальная и кровная самоценность семьи (кровное родство,
почитание предков, ребенок, домашний очаг, семейный лад, обычаи);
– природно-географические основы воспитания духовно-нравственных
ценностей в семье (бережное отношение к природе, природосообразная
деятельность, труд, здоровье);
– общественно-государственные основы русской семьи и семейного
воспитания (понятие родины, бескорыстия, правды, мира и т.д.);
– высшие духовно-нравственные ценности (любовь, доверие,
взаимоуважение, материальные и духовные ценности и другие).
Первым источником ценностей для человека выступает семья. В процессе
взросления ребенок усваивает ценности той социальной группы, к которой он
принадлежит, в которой он постоянно взаимодействует. Изначально ребенок
перенимает ценности своих родителей и близких. В каждой семье своя иерархия
ценностей: по степени важности, необходимости, актуальности в определенный
период. Одна ценность может занимать разное место в системе ценностей каждой
семьи. Семейные ценности создают прочный фундамент внутрисемейных отношений и
основу семейного воспитания.
На формирование семейных ценностей влияют взаимоотношения ребенка с
семьей. Подражание родителям и усвоение социальных норм их поведения
сопровождается определенными положительными или отрицательными действиями. В
связи с этим, родители должны быть не только примером для детей, но и создавать
в своей семье атмосферу доброты и заботы. Авторитет родителей является важным
условием успешного формирования семейных ценностей.
Когда ребенок идет в детский сад, наступает второй важный этап в его
жизни – социализация. Расширяется круг социального общения ребенка. Он
знакомится с разными детьми и взрослыми, узнает правила поведения в детском
саду и жизни в детском сообществе.
Несмотря на различные изменения и трансформации в обществе, некоторые
семейные ценности остаются неизменными, а главной задачей является их
сохранение и передача новому поколению.
Формирование семейных ценностей – это целенаправленный процесс, в ходе
которого происходит формирование и развитие семейных взаимоотношений, ценностей
культуры быта и семьи, а также здорового образа жизни в обществе.
Семейные ценности (многодетность, материнство, отцовство,
многопоколенность, почитание старших и забота о детях) – это нравственный
каркас общества. Семья является основным транслятором духовно-нравственных
ориентиров. Семейные ценности несут в себе объединяющее начало, их роль в
сохранении и воспроизводстве ценностных основ общества очень значима.
Значимую роль в приобщении детей к семейным ценностям также выполняют
семейные традиции.
Семейные традиции – это культурное наследие, передающееся от поколения
к поколению и сохраняющееся в течение длительного времени в форме обычаев,
порядков и норм поведения членов семьи. В процессе личностного становления
ребенок совершает поступки в соответствии с семейными традициями, обязывающими
его соблюдать определенные нормы поведения. Благодаря традициям в семье
создаются чувство единства, комфортный психологический климат, формируется
чувство стабильности и уверенности в завтрашнем дне.
Основу семейных традиций составляют: забота о ближнем, верность,
любовь, уважение друг к другу, правильное понимание семьи и ее роли в жизни.
Обычаи оказывают существенное влияние на психологическое и физическое
благополучие всех членов семьи. Игнорирование или пренебрежение традициями
приводит к ослаблению родственных связей, охлаждению отношений внутри семьи.
Привить традиции взрослому человеку крайне сложно, поэтому их передача
из поколения в поколение от родителей к детям – частое явление. Дети
воспринимают мир так, как их родители. Следовательно, восприятие ребенком семьи
как основного элемента их жизни, а также определение ее места в системе
ценностей зависит от принятых семейных обычаев. Они определяют в ребенке
понятие стабильности, нерушимости семейных устоев, дают чувство сплоченности,
делают детей более нежными и ласковыми.
Семейные традиции – это духовная
атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни,
ритуалы, обряды, привычки членов семьи.
Именно в семье, состоящей из носителей семейных, этнокультурных
традиций нескольких поколений, сохраняются условия их взаимопонимания,
уважения, любви, заботы друг о друге.
Среди семейных традиций можно выделить:
– традиции, связанные с взаимоотношениями членов семьи (ежедневные
семейные трапезы, семейные чаепития, уважительное отношение к старшим членам
семьи, семейные праздники);
– традиции, связанные с досуговой и образовательной функциями семьи
(традиции семейного чтения, музицирования, традиции семейного досуга, семейных
творческих мастерских);
– традиции, связанные с культурным наследием региона, народности
(празднование национальных праздников в семье и др.).
Рекомендованные
действия родителей детей дошкольного возраста для формирования семейных
ценностей и традиций
ДЕЛАЕМ – НЕ ДЕЛАЕМ
·
Мы
рассматриваем вместе с ребенком фотоархивы семьи и рассказываем о близких
родственниках, событиях прошлого;
·
Мы
знакомим ребенка с историей предметов, памятных для семьи;
·
Читая
ребенку книги, мы рассказываем про любимые книги нашего детства, рассматриваем
их вместе;
·
Вместе с
ребенком мы ведем видеолетопись традиционных событий в семье «Как это было…»;
·
У нас в
семье есть традиция семейного чтения/ чаепития/ музицирования;
·
Мы ведем
календарь событий нашей семьи;
·
Мы создали
«Герб семьи» и рассказали ребенку про историю, ценности и традиции семьи.